Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

консультация для родителей "Речевое развитие как один из показателей готовности ребенка к обучению в школе"

Дата: 2 ноября 2018 в 15:15

Речь – это многоуровневый, разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга. Нарушение одного из них может повлечь за собой нарушение всего процесса речевого развития. Причиной многих трудностей, возникающих в интеллектуальной, сенсорной сферах у детей 6-7 лет, является отставание в развитии речи. Вот почему важным компонентом   определения готовности к школе является анализ уровня речевого развития.

Что такое речевая готовность ребенка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. К ним относятся:  

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутыми предложениями.

6. Хорошо развитая диалогическая и монологическая речь (умение понимать вопросы собеседника и отвечать на них, способность правильно объяснить ситуацию, пересказывать знакомые сказки и рассказы, составлять рассказы и по картинке (серии картинок)).

   К 6-7 годам ребенок начинает пользоваться письменной речью. Письменная речь, как известно, является отражением устной речи, и все ее недостатки, как в зеркале, проявляются и при письме. Самой распространенной проблемой младших школьников является дисграфия (трудности овладения грамотным письмом) и дислексия (трудности  овладения навыками чтения). Подобные затруднения могут возникать из-за недоразвития фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются слова). А звуков значительно больше, чем букв. Чем тоньше ребенок воспринимает различные их сочетания, тем быстрее и легче он овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только неправильного произношения одного или нескольких звуков, как правило, не имеют затруднений при обучении. Такие нарушения речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения.

Как улучшить речевую готовность ребенка к школьному обучению?

Существуют определенные условия, способные улучшить речевую готовность ребенка к обучению в школе. Для этого следует:

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей (необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка; речь должна быть четкой, ясной, грамотной; родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей);

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи (выполнение артикуляционной гимнастики, закрепление формируемых на занятиях умений и навыков и т.д.);

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционно-педагогической работе чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, воспитателей, родителей удается своевременно и качественно помочь воспитанникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у воспитанников с нарушениями речи уверенность в своих возможностях.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.