Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью. <o:p></o:p>
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей<o:p></o:p>
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?<o:p></o:p>
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.<o:p></o:p>
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.<o:p></o:p>
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.<o:p></o:p>
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.<o:p></o:p>
Задачи учреждения дошкольного образования можно сформулировать следующим образом:<o:p></o:p>
приобщать детей к здоровому образу жизни;<o:p></o:p>
обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;<o:p></o:p>
развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;<o:p></o:p>
включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками; <o:p></o:p>
формировать знания об окружающем мире;<o:p></o:p>
стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.<o:p></o:p>
Задачи первой ступени общего среднего образования:<o:p></o:p>
формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;<o:p></o:p>
развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;<o:p></o:p>
формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;<o:p></o:p>
развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.<o:p></o:p>
Направления реализации преемственности:<o:p></o:p>
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами<o:p></o:p>
2. Работа с детьми<o:p></o:p>
3. Работа с родителями<o:p></o:p>
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:<o:p></o:p>
установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;<o:p></o:p>
взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;<o:p></o:p>
совместные педагогические советы по вопросам преемственности;<o:p></o:p>
совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;<o:p></o:p>
семинары-практикумы;<o:p></o:p>
взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).<o:p></o:p>
психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;<o:p></o:p>
изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.<o:p></o:p>
Работа с детьми может включать:<o:p></o:p>
организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;<o:p></o:p>
организация экскурсий по школе;<o:p></o:p>
комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;<o:p></o:p>
совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.<o:p></o:p>
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:<o:p></o:p>
совместное проведение родительских собраний;<o:p></o:p>
проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;<o:p></o:p>
открытые занятия;<o:p></o:p>
консультации воспитателей, учителей начальных классов;<o:p></o:p>
привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.<o:p></o:p>
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., <o:p></o:p>
родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.<o:p></o:p>